В 1500 году португальцы под предводительством конкистадора Педро Кабрала, прибыли в Бразилию. Чтобы обеспечить себя рабочей силой, они начали завозить рабов из Африки. Сотни, а затем тысячи африканцев прибывали, неся с собой свою культуру – самобытную и отличную от европейской – культуру, не запертую в стенах музеев и библиотек, но заключенную в теле, сознании, сердце и душе; культуру, которая передавалась от отца к сыну, от посвященного новичку из поколения в поколение.

Капоэйра – синтез танцев, боевых систем и музыкальных инструментов различных культур и различных районов Африки. Этот синтез состоялся на бразильской почве, скорее всего в Сальвадоре, столице штата Байя, в условиях рабовладения, по всей вероятности, в девятнадцатом столетии. После захвата Португалии Наполеоном Бонапартом начался процесс преследования капоэйры, который достиг кульминации в 1892 г. когда ее объявили вне закона. Почему преследовалась капоэйра? Мотивов более чем достаточно:

  • Она давала африканцам осознание национальной принадлежности.
  • Она вырабатывала у занимающихся уверенность в себе.
  • Она способствовала образованию маленьких, спаянных сообществ.
  • Она воспитывала умелых и потенциально опасных бойцов.
  • Иногда рабы получали повреждения на занятиях, что было нежелательно с экономической точки зрения.

Капоэйра продолжала существовать и развиваться в жесткой специализированной форме в Рио-де-Жанейро и Ресифи; как ритуал-танец-поединок-игра в Байе, где капоэйра прогрессивно впитывала другие элементы африканской культуры; иногда тайком, в других местах, открыто, бросая вызов законам, призванным ее запретить.

В ранних описаниях капоэйры нет упоминаний об акробатических прыжках, перемешениях у земли, ударах ног и музыкального аккомпанемента беримбау. Изначально ритм задавал атабаке – аналогичный барабанам конга. Сегодня без беримбау невозможно представить капоэйру.

В 1888 г. отменили рабство, и капоэристы не смогли найти место в новом социокультурном порядке. В Рио-де-Жанейро, где капоэйра сформировалась исключительно как форма боя, возникли банды, терроризировавшие население. В Ресифи капоэйра прочно ассоциировалась с городскими музыкальными ансамблями. Во время карнавалов, опытные бойцы сопровождали оркестры по улицам города и когда два ансамбля встречались драка с последующим кровопролитием были обеспечены. А тем временем в Байе капоэйра продолжала эволюционировать в ритуальный танец/борьбу/игру. Беримбау стало неотъемлемым инструментом игры в капоэйре. Понемногу капоэйра была искоренена в Ресифи и Рио, сохранившись только в Байе.

Позднее, в 30-е годы нашего века, в Сальвадоре, Mestre Bimba (Manoel dos Reis Machado – 1900-1974) открыл первую академию капоэйры (1932) начав преподавать в своем Centro de Cultura Fisica Regional Baiano.

В 1941 г. Mestre Pastinha (Vicente Ferreira Pastinha – 1889-1981) открыл свою школу capoeira Angola. Впервые в истории стало возможным обучать капоэйре и практиковать ее открыто.

Бимба открыл школу в возрасте восемнадцати лет, но лишь в тридцатые годы в своей первой«академии» он начал обучать “региональному стилю борьбы из Байи”, получившему впоследстви известность как Капоэйра Regional.

Бимба был признанным бойцом с прозвищем Trкs Pancadas (или Три Удара), так как по рассказам, ему никогда не требовалось ударять больше трех раз, чтобы закончить схватку. Тем не менее, Бимба исповедовал философию malandro «ум выше храбрости».

С образованием стиля Регионал, традиционная капоэйра стала известна как Капоэйра Ангола. Пастинья открыл собственную академию несколькими годами позже, чем Бимба. Пристрастие Пастиньи к афоризмам стяжало ему произвище «философа капоэйры». Одним из его любимых высказываний было «Capoeira е para homem, menino e mulher, sу nro aprende quem nro quiser.» («Капоэйра – для всех: мужчин, женщин и детей. Не способен научиться только тот кто не хочет.»)

В сороковых годах началась миграция капоэйристов из Байи в Рио, а позднее в Сан-Пауло и другие города. Однако, еще четверть века меккой бразильских капоэйристов безоговорочно продолжали считать Сальвадор и штат Байя.

В начале шестидесятых молодые капоэйристы из средних слоев Рио, после обучения у мастера Бимбы вернулись домой и продолжили развивать капоэйру самостоятельно в окрестностях Cosme Velho. Примерно через десять лет школа Сензала достигла расцвета.

К тому времени относятся и первые попытки проведения соревнований и чемпионатов по капоэйре, организации судейства и выработки правил. Хотя в 70-х иногда казалось, что капоэйра вот-вот может бесповоротно лишиться своих ритуальные, философских и игровых аспектов, став одним из многих видов спортивных единоборств, чемпионаты вскоре перестали привлекать многих лучших капоэйристов. Хотя подобные соревнования проводятся и сейчас, они не пользуются реальной популярностью в капоэристских кругах.

Только с 1934 г. занятия капоэйрой были узаконены, и выйдя из преступной среды, она стала доступна представителям более привилегированных социальных групп.

Сейчас существует несколько школ капоэйры во главе с Мастером, который проводит семинары и аттестацию на подтверждение своего уровня (поясная система).

 

Скачать книгу об истории капоэйры Manual Pequeno