Зумби (Zumbi) (1655 – 1695 гг.) 

Зумби (Zumbi) родился в 1655 году в Киломбо дос Палмарес (Quilombo dos Palmares), самой большой колонии беглых рабов на северо-западе Бразилии. Его популяция состояла не только из беглых рабов, но также и из коренных бразильских индейцев и других смешанных рас. В Палмарес была организованная государственная система, во многом схожая с Африканским Королевством, со своим Королем и Ассамблеей. Только лучший воин мог быть избран Королем. Зумби был самым известным Королем из всех. Киломбо дос Палмарес 65 лет боролось против португальских и датских колонизаторов и было окончательно уничтожено в 1694 силами Домингоса Жорже Велью (Domingos Jorge Velho) и его солдатами. Однако Зумби удалось сбежать и многие даже думали что он бессмертен. Разыскиваемый властями, его поймали 20-го ноября 1695 года. Его убили и обезглавили на месте. Его голова была принесена властями на городскую площадь в Вила ду Ресифи (vila do Recife) чтобы показать людям, что он не был бессмертным. Зумби до сих пор считается национальным героем и воином, символом свободы. Его имя стало легендой и предметом многих песен в Капоэйре.

Безоро Манганга, Безоро Кордао-де-Оуро (1897 – 1924г.)

С раннего детства, Маноэль Энрике изучал секреты капоэйры на улице вместе с мастером Алипио (Alipio), в Санта Амаро да Пурификасао. Его посвятили в капоэйру именем Безоро Манганга (большой вид майского жука темного цвета), назвали его так за его гибкость и возможность «исчезать» в нужный момент. Сильный, темнокожий, с духом путешественника, он никогда не работал в одном месте постоянно, и не имел конкретной профессии. Маноэль Энрике (Безоро Манганга) умер в 1924 году, в возрасте 27 лет. Безоро — символ Капоэйры по всему штату Баийя (Bahia).

Mestre Bimba (1899-1974)

Manoel dos Reis Machado (Мануел дос Рейс Машаду) родился в районе Engenho Velho de Brotas (Энженьу Вельу де Бротас) города Salvador (Сальвадор). Его отца звали Luís Cândido Machado (Луис Кандиду Машаду), который был отличным бойцом batuque (батуке), а мать Maria Martinha do Bonfim (Мария Мартинья ду Бонфин). Прозвище Bimba (Бимба, в Баии название мужского полового органа) он получил благодаря спору между его матерью, которая перед родами спорила с акушеркой, что у неё будет девочка, акушерка же считала, что будет мальчик. Когда Мануел родился, акушерка, увидев «доказательство» своей правоты, радостно огласила: «смотри bimbinha (бимбинья)».

Еще одна веселая история, связанная с его появлением на свет, это дата рождения, всё дело в том, что у Бимбы было два свидетельства о рождении, с датами 23 ноября 1899 и 23 ноября 1900. Всё же принято считать его датой рождения 23 ноября 1899.

В 12 лет Бимба начал знакомство с капоэйрой, в Estrada das Boiadas (Эстрада дас бойадас), ныне район Liberdade (Либердаджи). Он стал обучаться у человека по имени Nozinho Bento(Нозинью Бенту), известного как Bentinho (Бентиньу), африканец, служивший капитаном в Companhia de Navegação Baiana (Баианское Судоходство). Бентиньу был мастером изначальной капоэйры, которую впоследствии стали называть Ангола.

Уже в 19 лет Бимба уже начал преподавать капоэйру в Engenho Velho de Brotas и в своем владении в Roça do Lobo (Росу ду Лобу). Он включил все свои знания о капоэйре и бутуке, адаптировав их для прикладного использования, и назвал свою систему Luta Regional Baiana (Лута Режионал Баиана). В основном его учениками были негры и мулаты из среднего класса. Но даже не смотря на его юный возраст, к нему приходили заниматься люди из высшего общества, такие как Desembargador Décio dos Santos Seabra (Дезембаргадор Десиу дос Сантос Сеабра) из семьи экс-губернатора José Joaquim Seabra (Жозе Жоаким Сеабра) и Dr. Joaquim de Araújo Lima (доктор Жоаким де Араужу Лима) жулналист Imparcial e Nova Era (Импарсиал и Нова Эра), а позднее губернатор Guaporé (Гуапоре) в штате Santa Catarina (Санта Катарина). И для тех и для других уроки проводились во дворах и на верандах их домов.

В 1930 году мэстрэ Bimba (Manoel dos Reis Machado), один из наиболее видных мастеров Капоэйры, получил приглашение от президента продемонстрировать своё искусство в столице. После  успешного выступления, он возвращается домой, и, с разрешения правительства, открывает первую формальную школу Капоэйры в Бразилии в 1932 году Clube de União em Apuros (Клуб саморазвития) на Rua do Bângala (ул. ду Бангала). Это был первый шаг в основании официальной Капоэйры и год спустя сенат издал указ о присвоении Капоэйре статуса национального спорта. Мэстрэ Bimba стал основателем стиля Капоэйры Regional (Luta Regional Baiana). Стиль был создан в ответ на опасности улиц двадцатых годов. Regional сосредоточен на боевых аспектах искусства. Мэстрэ Bimba хотел узаконить Капоэйру, как форму самозащиты, атлетическую игру, улучшающую технику движений и создающую последовательности тренировки. Он использовал технику грубого танца-боя, которому его обучил отец Luiz Candido Machado. Главным новшеством, придуманным мэстрэ Bimba, было cintura desprezada что означает небрежное использование талии в бросках с лёгкостью. Применение этой техники заключается в последовательности акробатических бросков, которые изучающие должны проделать без чьей-либо помощи для преодоления страха падения.

9 июля 1937 года Бимба получил разрешение от Sec. de Educação Saúde e Assistência Pública (секретаря МинЗдравСоцРазвития) на преподавание физкультуры. Таким образом его академия стала первой лицензированной организацией где преподавалась капоэйра. Его академия была зарегистрирована как Centro de Cultura Física Regional (Региональный Центр Физического Воспитания).

В 1938 сделав презентацию для General Aleixo Pinto (Генерал Алейшу Пинту), а с 1939 Бимба преподавал в казармах CPOR «Centro de Preparação de Oficiais da Reserva do Exército» (Центр подготовки офицеров запаса). Адаптация преподавания для военных оказало влияние на его преподавание капоэйры. Бимба систематизировал преподавание капоэйры и разработал уникальную, на тот момент методику преподавания.

В 1942 Бимба открыл свою вторую свою академию на Rua das Laranjeiras, 1 (ул. дас Ларанжейрас, 1) рядом с Largo Terreiro De Jesus (пл. Терейро де Жесус) и Igreja de São Francisco (храм Святого Франциска). Благодаря своей эффективности метод, который преподавал Бимба, был признан наиболее практичным и совершенным и обрел всемирную известность. Многие известные личности политической и общественной жизни Баии учились у него.

5 февраля 1974 в Hospital das Clínicas de Goiânia (клиническая больница Гоянии) ушел из жизни величайший человек в истории капоэйры Местре Бимба.

20 июля 1978 его останки были перевезены в Сальвадор в Cemitério do Campo Santo (кладбище). А спустя 20 лет со дня его смерти, 5 февраля 1994, обрел покой в могиле №194 в Ordem Terceira do Carmo (Ордем Терсейра ду Карму) в историческом центре Сальвадора. А 12 июня 1996 в благодарность за труды Universidade Federal da Bahia (Государственный Университет Баии) наградил Бимбу титулом Doutor Honoris Causa (За заслуги) посмертно.

Mestre Pastinha (1889-1981)

Vicente Ferreira Pastinha (Висенте Феррейра Паштинья) родился 5 апреля 1889 года в Salvador- BA (Сальвадоре, штат Баия), в семье испанца José Señor Pastinha (Хосе Сеньор Паштинья), который владел маленким торговым складом в историческом центре Сальвадора, и негритянки Dona Maria Eugênia Ferreira (Мария Евжения Феррейра) из Santo Amaro da Purificação (Санту Амару да Пурификасау), которая зарабатывала на жизнь продажей acarajé и стиркой для зажиточных семей баиянской столицы.

Будучи еще мальчишкой Паштинья начал изучать капоэйру в возрасте 8 лет. Один африканец по имени Tio Benedito (Тио Бенедикту), который наблюдал, как Паштинью избивает более взрослый мальчишка, предложим ему обучиться самозащите. В течении трех последующих лет, Паштинья целыми вечерами проводил в старой надстройке над домом на улице Rua do Tijolo, в нескольких кварталах от центра Сальвадора, обучаясь капоэйре.

Он изучал Капоэйру Ангола — более древнюю, силовую, медленную и шаманскую разновидность капоэйры. В 13 лет он был самым уважаемым и внушающим страх парнишкой в районе. Его отец был недоволен разгульным и бесперспективным образом жизни сына, и чуть позднее, благодаря его усилиям Паштинья был зачислен в Escola de Aprendizes Marinheiros (Морское Училище).

В 1910 году, в возрасте 21 года он покинул Marinha (Морской флот) и вернулся в исторический центр Сальвадора, чтобы посвятить себя изобразительному искусству и стать профессиональным художником. Также он начал преподавать капоэйру, ему дали возможность встречаться со своими учениками в велосипедном клубе, находившемся на Largo do Cruzeiro de São Francisco (площади креста святого Франциска). Его занятия капоэйрой были тайными, т.к. на тот момент было предусмотрено наказание в Уголовном Кодексе за практику капоэйры. Одним из его первых учеников был Antonio Raimundo Aberrê (Антониу Раймундо Аберре), позднее легендарный мастер капоэйры Mestre Aberrê.

В 1941 году, по приглашению Аберре, Паштинья отправился на воскресную роду на Ladeira de Gengibirra (Ладейра де Женжибирра) в районе Liberdade (Либердаджи), где великие мастера того времени имели обычай встречаться. Аберре был уже известен на этих родах и многие с нетерпением ждали, когда его учитель продемонстрирует капоэйру. В результате этого события, Mestre Amorzinho (мастер Аморзиньу) настаивал, чтобы Паштинья начал преподавать капоэйру и даже нашел место, где это могло бы происходить. Так появился Centro Esportivo de Capoeira Angola (Спортивный Центр Капоэра Ангола), который располагался в просторном доме по адресу Largo do Pelourinho, 19 (площадь Пелориньу, 19). Это была первая академия, получившая официальное разрешение на преподавание капоэйры от правительства Баии. Порядок и организованность были основными правилами в академии Паштиньи. Все его ученики носили черные штаны и желтые футболки, цвета Ypiranga Futebol Clube (футбольный клуб Ипиранга), любимого клуба Паштиньи.

Замечательный рассказчик, обожавший говорить о древних традициях, в 1964 г. при помощи друга Жоржи Армаду он написал книгу под названием «Капоэйра Ангола», а также записал альбом «Капоэйра Ангола — Мастер Паштинья и его Академия».

В апреле 1966 года Паштинья получил приглашение из Ministério das Relações Exteriores (Министерства Иностранных Дел) принять участие в Festival Mundial de Arte Negra (Международный Фестиваль Негритянского Искусства) в Дакаре, столице Сенегала.

В 1971 власти попросили Паштинью освободить помещение академии для проведения ремонта, а позднее решили не возвращать вовсе. Итак, в 84 года слабый физически и больной Паштинья оказался в крохотной старой комнатушке в Pelourinho со своей второй женой Dona Maria Romélia (Дона Мария Ромелиа). Единственным доходом были деньги от продажи acarajé, которыми она торговала.

В 1979 Паштинья тяжело заболел и был отправлен в больницу, а потом в приют D. Pedro II (Дона Педро Второго).

12 апреля 1981 года Паштинья принял участие в последней игре в своей жизни. Всю свою жизнь он играл с невероятной жизненной силой, теперь он был измотан болезнями и нищетой.

Он ушел на 93 году жизни, 13 ноября 1981, в приюте D. Pedro II, будучи слепым и практически парализованным — крохотный человек из неприметной семьи, всеми брошенный, забытый, преданный правительством, лишенный академии и достатка. Вклад Паштиньи в развитие культуры и спорта Бразилии сложно переоценить, он внес огромное разнообразие в капоэйру и воспитал не одно поколение учеников, которые распространили его дело по всему миру.

Мастер Но (Наривал Моррейра ди Оливейра)

Родился в Бразилии в городе Сальвадор, штат Баия 22 июня 1945 года. Заниматься капоэйрой он начал в возрасте четырёх лет, получив первые уроки от своего дедушки. Мастер Но обучает капоэйре более 30 лет. Он основал академии капоэйры Анголы: Retinos, Orixas da Bahia , Capoeira Palmares.

Он обучил тысячи капоэйристов, многие из которых стали мастерами, за что его назвали “mestre dos mestres” или «мастер мастеров». Мастер Но является президентом и грандмастером Associacao Brasileira Cultural de Capoeira Palmares (АВССР), организацией созданной для обучения, распространения и сохранения традиций капоэйры Ангола.

Когда я выхожу в “Роду”, то мир останавливается для меня и моё сердце входит в унисон ритму Анголы. Это не просто игра, это магия воина и я аккуратно ступаю по её тропе, полный решимости следовать её пути».

Мастер Вагиньо (Вагнер Буэно)

Вагнер Буэно родился в Бразилии начал заниматься капоэйрой в 1970 году. Через 10 лет он открыл свою школу в Сан Пауло, центр Motriz, где начал обучать капоэйре.

В 1984 году Вагиньо получил свой первый мастерский пояс. В восьмидесятые годы Вагнер и его ученики выиграли множество наград и призов в соревнованиях по фулконтактной и фольклорной капоэйре. В 1994 году Вагиньо получил свой второй мастерский пояс, а в 1995 открыл свою академию в Сан-Хосэ, штат Калифорния, которая на сегодняшний день является одной из самых крупных академий по числу учеников в Соединённых Штатах. Вагиньо часто выступает в различных школах и университетах с лекциями по бразильской культуре, а так же со своими учениками выступает на различных презентациях капоэйры. Как прекрасный музыкант, он достаточно часто даёт концерты по традиционной бразильской музыке.

«Нет необходимости иметь большие мышцы. Стильный игрок — это прежде всего умение не только атаковать, но и красиво уходить. Во всём нужно искать прелесть игры, тогда вы сможете познать её в совершенстве»

Мастер Бахао (Маркос Бахао)

Мастер Бахау (Mestre Barrao), он же Маркос да Сильва, родился в портовом городе Ресифи, расположенном на северо-восточном побережье Бразилии, и известном своей афро-бразильской музыкой, танцами и традициями капоэйры.

В 1974 году Маркос пришел учиться в школу Местре Пиража (Mestre Piraja). В своей первой школе будущий Мастер проучился 3 года. Но в один прекрасный момент Местре Пиража укатил в долговременный отпуск. Большие и желательно оригинальные нагрузки нужны были Маркосу как воздух. И не выдержав долгосрочного отсутствия Учителя капоэрист начал тренироваться у Mestre Tete. Второй мастер дал ему азбуку уличной капоэйры. Молодой капоэйрист учился тому, что может произойти на улице в реальном бою и как ему на это реагировать. Узнал, что ткнуть противника пальцем в глаз или пырнуть ножом в спину ничуть не менее зазорно, чем честно обыграть в Роде.

Впервые на соревнованиях по капоэйре Маркос де Сильва выступил в 1979 году. В 1980 начинал преподавать. В 1982 году молодой Бахау решает проверить свои навыки в борьбе против лучших капоэйристов, о которых он только слышал и принимает участие в престижных соревнованиях на национальном чемпионате по капоэйре в Рио де Жанейро. Это был один из самых кульминационных моментов его жизни. Ценой неимоверных усилий Маркус де Сильва выиграл этот чемпионат и стал Чемпионом Бразилии. Вернувшись домой, в Ресифи он получил кучу предложений о преподавании во всевозможных школах и университетах по всей Бразилии и соблазнившись одним из них, основал группу Аше Капоейра (Grupo Axe Capoeira). В 1987 году Бахау получил 1-й уровень мастера у Mestre Piraja. Сейчас он дослужился до 2-го.

Переломный момент в жизни Mestre Barrao наступил в 1990 году, когда его пригласили продемонстрировать искусство капоэйры на Детском Международном Фестивале, проходящем в северной Америке. Судьба занесла его в Канаду, в Ванкувер. И где-то на самом нижнем уровне подсознания отложилось, что лучшее место для его Школы находится именно здесь. Весь 1991 год Бахау провел, преподавая в Италии. Жить за границей ему понравилось. Часто вспоминалась Канада, где он нашел практически идеальные условия для существования своей группы. Так Мастер Бахау эмигрировал в Канаду.

Сейчас Мастер группы Аше является отцом-основателем ежегодного Международного Фестиваля по капоэйре и весьма уважаем среди капоэйристов всего мира. В 1996 году Маркос де Сильва открыл свою 1-ю академию капоэйры в Канаде. Сейчас в ней учатся более 3000 человек. Это самая крупная школа капоэйры в мире. Мастер Бахау часто получает приглашения проводить семинары в филиалах своей Школы. Самые крупные из них находятся в Канаде, Бразилии, США, Перу, России, на Бермудах, в Барбаросе, Доминиканской Республике, в Польше и других странах. Мастера, собравшиеся на «Melhores do Seculo» в Сuridiba Parana в 2000г. признали Мастера Бахау за его вклад в капоэйру одним из величайших капоэйристов века.

Особенность стиля капоэйры, который проповедует Баррао — жесткая боевая техника, включающая в себя как и бой на близкой и средней дистанции, так и самую настоящую борьбу, причем без малейших намеков на правила.

За долгие годы своей профессуры, Маркос объездил большое количество стран. Его восприятие капоэйры поражает своим разнообразием, что достойно глубокого уважения. Его любовь, это скорость и игра. Он ввёл в арсенал капоэйры несколько новых акробатических элементов, такое как скольжение на голове без рук. Это произвело большое впечатление на одном из семинаров в Америке.

Как-то раз он сказал, что капоэйра это не просто бой или танец. Это как фейерверк, здесь переплетается всё в один единый клубок и бой, и танец, и музыка, и песни, и шутки. Тот, кто не может всего этого уловить не может считаться настоящим капоэйристом. И не сможет постичь бразильскую душу, полную детского озарства и авантюризма.