Итак, мы учимся играть на инструментах!

Как вы знаете, в Капоэйре музыка очень важна! Она является не просто частью культуры и традиции, она руководит игрой, вдохновляет, задает ритм, скорость, характер игры. Она не просто наполняет игру смыслом — с музыки начинается Капоэйра!

В Капоэйре все используемые инструменты достаточно просты! И несмотря на простоту они рождают богатую музыку, способную проникать глубоко в душу

Научиться играть на этих инструментах не сложно, и можно научиться самостоятельно. Самое главное иметь желание учиться играть, немало терпения и много практики.

Berimbau (Беримбау).

Начнем с Беримбау, потому что это основной и самый сложный инструмент в Капоэйре.

1. Надо научиться правильно держать инструмент!

Если вы правша, то инструмент лучше взять в левую руку:

  • мизинец должен располагаться под веревочкой, за которую крепится cabaça;
  • безымянный и средний пальцы собственно держат Беримбау (за verga);
  • между большим и указательным пальцами зажимаем dobrão (камень или монету).

Здесь то и необходимо терпение! Чтобы держать Беримбау правильно — нужна привычка! Он должен лежать в руке! Конечно, изначально он будет «гулять» вправо-влево, заваливаться… да, его нелегко удержать сразу… поэтому, как показывает практика, придерживать Беримбау лбом еще никому не помешало!.. Но только для начала!

В правой руке зажимаем baqueta (палочку) и caxixi (корзиночку с камешками). Сaxixi должны просто лежать в ладони, на них не надо делать акцент – они проявят себя сами со взмахом baqueta. Иногда caxixi переворачивают на внешнюю сторону ладони — для удобства.

Очень важно — не прижимайте cabaça к животу. Она является резонатором — в cabaça звук концентрируется и выходит, в противном случае вы услышите глухой гул Беримбау. При игре,  Беримбау необходимо отодвигать от себя или держать чуть ближе — это открытый и закрытый звуки, об этом я укажу ниже.

2. Теперь можно изучить звуки!

Их всего 5: три основных звука и один дополнительный, и еще один – издаваемый caxixi.

1) ЧИ-ЧИ – камень чуть дотрагивается до струны, получается характерный дребезжащий звук. Здесь не нужно зажимать камень сильно, он расслабленно лежит на указательном пальце, придерживаясь большим. Удар производится два раза. Бьется над камнем. Cabaça близко к животу;

2) ТОН – камень совсем убран, он не дотрагивается ни до струны, ни до verga. Для удобства камень не отодвигают назад (он может достать до verga), а разворачивают с помощью пальцев. Бьется под камнем. Cabaça далеко от живота — звук открытый;

3) ТИНЬ – камень сильно прижимает струну до чистого звука без шипения. Бьется снова над камнем. Cabaça близко к животу;

4) ТОНШ дополнительный звук – соединение ТОН и ЧИ. Сначала бьется ТОН, затем быстро, пока струна находится в дребезжащем состоянии, надо чуть приложить камень к струне, заглушая ее звон.

5) К – звук, издаваемый caxixi просто при встряхивании рукой.

Несколько важных советов:

  • бить baqueta по arame (струне) нужно смело и достаточно сильно, удар должен быть хлестким;
  • хлесткий удар получается из-за резкого разворота кисти или работы пальцев руки, в которых зажата baqueta (здесь – как удобно);
  • чтобы не заглушать звук, не задерживайте палочку у струны, пусть она от удара произвольно отталкивается;
  • при игре необходимо следить, чтобы камень не дотрагивался до verga – в противном случае вы услышите неприятный побочный гул Беримбау;
  • камень (с одной стороны струны) и палочка при ударе (с другой) должны касаться струну одновременно, в противном случае появится дополнительный ненужный звук.

3. Ознакомившись с информацией и учитывая все советы, предлагаю вам несколько тренировочных упражнений:

1. для начала отрепетируйте отдельно каждый звук;

2. затем сочетание звуков –

—  ТОН–ТИНЬ–ТОН–ТИНЬ…  Не забудьте, палочка и камень должны подходить к струне одновременно;

—  ЧИ-ЧИ–ТОН… и ЧИ-ЧИ–ТИНЬ…

—  ЧИ-ЧИ–ТОН–ТИНЬ… и ЧИ-ЧИ–ТИНЬ–ТОН…

ВНИМАНИЕ!

Не спешите переходить сразу к ритмам! Отрабатывайте звуки не торопясь – чем больше усилий вы приложите на этом этапе, тем проще вам будет перейти к следующему!

И, конечно же, прежде чем начать играть выбранный вами ритм, правильнее будет прослушать его несколько раз, вслушиваясь в каждый звук!..

ПРОСЛУШАТЬ:Toques De Berimbau

Вы готовы к следующему этапу – играйте ритмы!

РИТМЫ.

Их немало. Начнем со стандартных, тех, которые играются наиболее часто. Их 3:

1. Angola ЧИ-ЧИ–ТОН–ТИНЬ–К Angola
2. São Bento Grade ЧИ-ЧИ–ТИНЬ–ТОН–ТОН
São Bento Grande
3. São Bento Pequeno ЧИ-ЧИ–ТИНЬ–ТОН–К
São Bento Pequeno

Еще ритмы:

4. Benguela ЧИ-ЧИ–ТОН–ТИНЬ–ТИНЬ
5. Iuna ТОНШ–ТОНШ– ТОНШ–ТОНШ–ТОНШ–ЧИ-ЧИ–ТОНШ–ТОНШ–ТОН–ТОН–ТОН–ТОН–ТОНШ–ТОНШ–ТОНШ–ЧИ-ЧИ–ТОНШ–ТОНШ…
6. São Bento Grande de Bimba (Regional) ЧИ-ЧИ–ТОНШ–ТИНЬ; ЧИ-ЧИ–ТОН–ТОН–ТИНЬ
7. Jogo de Dentro ЧИ-ЧИ–ТИНЬ–ТОН–ТИНЬ
Jogo de Dentro
8. Samba de Roda ЧИ-ЧИ–ТОНШ; ЧИ-ЧИ–ТОНШ; ЧИ-ЧИ–ТОН–ТОН–ТОН–ТОНШ
9. Amazonas ЧИ-ЧИ–ТОН–ТОНШ–ТИНЬ
10. Idalina ЧИ-ЧИ–ТОН–ТОН–ТИНЬ–ТОН–ТОНШ–ТИНЬ
11. Cavalaria ЧИ-ЧИ–ТОН–ТИНЬ–ТОНШ–ТОНШ–ТОНШ; ЧИ-ЧИ – ТОН–ТИНЬ–ТОНШ–ТОН–ТОН–ТИНЬ–ТОНШ
Cavalaria
12. Santa Maria ЧИ-ЧИ–ТОН–ТОН–ТОН–ТОН; ЧИ-ЧИ–ТОН–ТОН–ТОН–ТИНЬ; ЧИ-ЧИ–ТИНЬ–ТИНЬ–ТИНЬ–ТИНЬ; ЧИ-ЧИ–ТИНЬ–ТОН–ТИНЬ–ТОН
Santa Maria